Двухклассное училище
Двухклассное училище
Чтобы лучше представить систему народного образования в России конца XIX века, надо знать, что народным образованием в Росси занимались три системы.
Церковно-приходские школы, церковные училища, духовные семинарии были введением церкви. Церковные школы у нас работали во многих крупных деревнях, они давали крестьянским детям основы грамоты и духовного воспитания. Это была церковная система образования.
С появлением земства в России появляются земские школы в крупных сёлах, в центрах волостей. В Оханском уезде расположенном на западе Пермской области было 48 волостей, в каждой волости было открыто по одной или несколько земских школ, построены для них здания. Земство создало серьёзную материальную базу образования.
В конце 90-х годов XIX века во во многих местах стало сильно ощущаться потребность в повышенном начальном образовании. Дирекция народных училищ Пермской губернии наметила открытие в 1890 г. по Оханском уезду трех министерств двухклассных училищ с пятилетним образованием, причем первый класс охватывал первые три года обучения, а второй класс-четвертый или пятый год обучения. Первый класс осваивал программу начальной школы, второй класс осваивал повышенную программу. Это давало более широкую возможность для учебы наиболее способной части молодёжи. Одно из таких училищ было открыто в Большой Соснове. Оханское уездное земство, идя навстречу этому мероприятию, передало под училище здание земской школы. Сформулированы были учительские составы. И.А.Смородина назначили заведующим большесосновским двухклассным училищем. До открытия училища все образовательное общество села состояло из трех священников, двух учителей,начальника почты, телеграфиста, фельдшера и волостного писаря.
Открытие двух классного училища состоялось 1 сентября 1897 г . Молодёжь села с радостью встретила это событие, а старички-крестьяне и духовенство встретило открытие училища с подозрительностью. Они считали образование крестьян лишним. Отец Пётр Словнин говорил И.А.Смородину: «Образование разлагает крестьянский быт, молодёжь бросает своё хозяйство и уходит в сторону, забродят умы, возгордятся своей умностью и что, боже избавь, ударятся в политику. Наука, как нож – острая. Науч крестьянина землю пахать, да сохрани в нем веру бога – вот и вся наука для него.» Крестьяне верили попу.
С открытим училища в селе стало меняться настроение людей. У молодежи появился интерес к знаниям, появились новые темы разговора: о прошлом земли, о развитии жизни на ней, о космических явлениях, появились споры и возражения. Постепенно училище входит в жизнь общества и села, получило признание и поддержку местного населения. Количество учащихся выросло от 10 до 160 человек, но в старших классах оставалось 20-30 человек, это в возрасте 15-17 лет.
Все еще было сильное убеждение, которое пропагандировала церковь, что детям крестьян достаточно начального образования, землю пахать – наука не мудрая, можно без науки это сделать. Учителя ходили по домам, выступали на сходах, собраниях, убеждали в пользу учения. В старший класс училища стали поступать из Кленовской и Черновской, Чистопереволочной волостей. Из учителей двухклассного училща того времени можно назвать сестру Ивана Александровича — — Александру Александровну, Алебастрову Марию Михайловну, Смородину Александру Гринорьевну, Гулину Юлию Евгеньевну, Деменева Михаила Петровича, Лунева ивана Васильевича, Хлынову Юлю Алексеевну, Гулина Михаила Николаевича. В 1900 году школьное здание не вмещало всех желающих учиться, кроме того оно было приспособлено з помещения пересыльной тюрьмы, стены стали расходиться, им пришлось скреплять штагами, потолки подпирать столбами. Надо было думать о строительстве нового здания, так как ремонт не решил бы проблемы помещения. Много было разговоров о строительстве здания с дирекцией народных училищ, с родителями, с передовыми крестьянами. Кто будет строить? Земство строить не будет, потому что училище министерское, министерство строительство не берёт на себя, в лучшем случае согласны принять на себя половину расходов по строительству здания. Остаётся сельское общество. Но сельский сход в финансировании строительства отказал, потому что в школе учатся дети не только сельские, но и со всей волости, поэтому просить денег на эти цел на волостном сходе. Учителя начали говорить этот вопрос на сходе,беседовали с крестьянами-выборщиками. Большую помощь в этом деле оказал волостной писарь Афанасий Семёнович Дерюшев и помогли влиятельные крестьяне: А.
А.Баранов, И.Г.Сальников, Ф.А. Чесноков и др. Составили проект ,смету на росточительство на двенадцать тысяч рублей. А.С. Дерюшев посоветовал просить у схода небольшую сумму, чтобы не получить отказ. Но на сходе не обошлось без шума: «Школу не надо!», «Денег не дадим!», «Кому школа нужна пусть те и строят!» Долго выкрикивали, шумели, потом затихли. Сейчас заговорили более понятливые выборщики, стали убеждать, что школа нужна, её надо строить. Потом выступил волостной писарь и сказал: «Вопрос этот у нас может решится очень просто; у нас мирской капитал 17 тысяч, на него всё время текут проценты. Учитель для начала просит немного: 2-3 тысячи. Давайте дадим эту сумму,тогда нам и министерство поможет. А там дальше бог поможет, потихоньку, да помаленьку достроим школу. Если выстроим каменное здание, веки- вечные будут нас помнить и внуки и правнуки.» Разделились голоса в поддержку предложения А.С. Дерющева. Сход решил выделить 2 500 тысячи рублей на начало строительство.
Была избрана строительная комиссия в составе:
1.Волостной старшены Коньшин- председатель и казначей.
2.Заведующий двухкласным училищем Смородин И.А. — зам. Председателя
3.Волостной писарь Дерюшев А.С. — секретарь комиссии.
4.Член комиссии от Околицы Чесноков Ф.А.
5.Член комиссии от села Вахрушев.
Началась заготовка материалов, но не было еще определено место для новой школы. Сельский сход под влиянием церкви и церковной церковной старосты Ф.А. Вахрушева не согласия на строистельство школы на базарной площади, а предложили строить её в подкукуе или выше больнацы за селом. Сход собиралсянесколько раз, много спорили, а места на базарной площади не давали. Строить на месте старой школы, но где это время, пока строится, учить ребят? Разместить учеников по домам богатых сельчан. Это им не понравилось и пришлось им согласится, дать место под школу на базарной площади.
15 мая 1901 года заложили основание новому школьному зданию. Строительство шло медленно, то мастеров не было, то материалов, а главное все время нужны были деньги.
1 сентября 1905 года школа начала работать в новом здании. Это была всего населения села. но отделочные работы на первом этаже ещё продолжались и были завершены только к 1910 году. Всё строительство обошлось в 10 600 рублей,из них волостной сход выделил4,5 тысячи рублей,министерство образования 5,5 тысяч,а Оханское земство 600 рублей. Добрую память о себе оставил Иван Александрович Смородин и Степан Спиридонович Дерюшев,член строительной комиссии,он бесплатно заготавливал материалы для постройки и следил за качеством работ.
В новом здании учеников прибавилось. Хотя в округе были открыты церковные начальные школы в М-Соснове и Юрково,а количество учащихся в начальных классах до 180 человек,в старших классах до 50 человек. Оханское уездное земство решило строить дополнитнльное здание для начальных классов и ассигновало для этой цели 17000 рублей.Строительство шло с 1907-1908годы.Занятия в новом здании младшие классы начали в 1909 году.
1 сентября 1898 была открыта в Большой Соснове общественная библиотека для всеобщего пользования.Работала библиотека под контролем совета библиотеки,в его состав входили от министерства народного просвещения Смородин И. А.,от духовного-священник В. Н.Попов, от волостного схода писарь А.С. Дерюшев.Обязанности библиотекаря семб лет выполнял Смородин И.А. В 1900 году в библиотеке было уже более одной тысячи книг,свыше 200 читателей,были открыты 4 книжных передвижка в М-Соснове,Баклушах,Юрково,Тараканово.
В школу выписали проекционный фонарь,в народе его называли волшебный фонарь. С ним начали провобить беседы с населением о войне с французами 1812 года,о смене дня и ночи,времени года,о грозных явлениях природы.Эти беседы привлекли такую массу людей,что школьное здание не вмещало её.Новый отец- законоучитель Стефан Пьянков сделал донос инспектору народных училищ,что учителя этими беседами подрывают авторитет церкви и подвергают сомнению свяшенные писания.
Двухклассное училище с его богатой духовной жизнью открыло дорогу в достойную жизнь многим выпускникам училища, которые продолжали учёбу в высших и средних учебных заведениях и работали на благо нашего общества. Это Валентина Степеновна Порозова, после окончания Оханской женской гимназии работала учительницей русского языка и литературы в школах Большой Сосновы, Перми, Екатеринбурга, Львова. Чесноков Василий Романович, окончивший училище в1903 году, казанский учительский институт, работал на учительской работе, на ответственных должностях в Наркомпросе, а потом доцентом педагогики Московского университета, Волков Михаим Алексеевич первый представитель Оханскаго уезда исполнительного комитета, Шардаков Михаил Федорович, профессор, доктор сельхоз наук, Соловьева Мария Васильевна работала экономистом в министерстве тяжелой индустрии. Бажутин Федор Константинович, Вахрушев Иван Павлович, Григорий Андреевич Вахрушев и другие достойные выпустники Большесосновского двухклассового училища, но жизнь ставила новые задач в народномобразованиии. Поэтому в 1911 Большесосновское общество обратилось в дирекцию народных училищ Пермской губернии с просьбой преобразовать двухклассное училище с пятилетним сроком в высшее начальное училище с семилетним сроком обучения, но решение этого вопроса затянулось на три года. В это время в Государственной думе шли дебаты по проблемам народного образования и ждали каких-то решений. К тому же из Большой Сосновы по распоряжению Пермского губернатора Иван Александрович Смородин был выслан 5 августа 1911 года за подстрекательство «бабьего бунта» в Большой Соснове против проведения в селеСтолипинской реформы.